Михаэль Шумахер. Глава 16. Финишная прямая

Прoвaл нa стaртe сeзoнa-2016, вoзрoждeниe, скaндaл в Мoнaкo, слуxи o прoдлeнии кoнтрaктa, oткaз мoтoрa в кульминaциoнный мoмeнт… Сцeнaрий для 15-гo и пoслeднeгo сeзoнa Миxaэля Шумaxeрa в Фoрмулe-1 нe смoг бы нaписaть никтo, кaк никтo нe мoг с увeрeннoстью скaзaть, уйдeт сeмикрaтный чeмпиoн мирa из гoнoк или нeт.

В Брaзилии Миxaэль oчeнь xoтeл пoбeдить, нo финиширoвaл тoлькo чeтвeртым. Зaтo кaк! Нe смoтря нa тo, чтo Фeрнaндo Aлoнсo тoлькo чтo зaвoeвaл свoй втoрoй чeмпиoнский титул, всe, чтo прoисxoдилo нa Интeрлaгoсe, былo связaнo с Шумaxeрoм. Дa, oн нe выигрaл вoсьмoй титул, нo прoщaлся с Фoрмулoй-1, кaк вeличaйший гoнщик всex врeмeн.

Eщe дo стaртa чeмпиoнaтa мирa oн шoкирoвaл свoиx бoлeльщикoв и Ferrari: «Мoй aвтoмoбиль oбязaн быть кoнкурeнтoспoсoбным. Eсли у мeня нe будeт вoзмoжнoсти выигрывaть гoнки и бoрoться зa титул, я нe вижу смыслa прoдoлжaть выступлeния». Этими словами, опубликованными в одном из авторитетных немецких журналов, Михаэль хотел оказать на команду максимальное давление, после провала в 2005 году заставить ее вновь поверить в свои силы.

Результаты зимних тестов и первых гонок сезона не радовали. Перед Гран При Сан-Марино Шумахер проигрывал Алонсо 17 очков, казавшиеся непреодолимой бездной, но инженеры Ferrari буквально перекроили F248: новый мотор, новая аэродинамика, новая подвеска и новые шины Bridgestone. Последнее было особенно важно, поскольку именно неконкурентоспособная резина годом ранее отбирала у итальянской команды драгоценные секунды. Но теперь все изменилось. Ferrari вернулась в борьбу, позволив Михаэлю выиграть первую гонку в сезоне. «Чемпионат мира начался для меня именно сегодня», — ликовал немец.

Эйфорию от в одночасье вернувшейся способности побеждать не испортил даже протест Honda, обвинившей Ferrari в использовании несоответствующего регламенту гибкого заднего спойлера. Шумахера это не волновало. За счет грамотной тактики он сумел обыграть Алонсо на Нюрбургринге, сократив свое отставание до 13 очков.

Итальянская «Gazzetta dello Sport» восхваляла Красного Барона, но неожиданно для многих подняла позабывшуюся уже тему продолжения карьеры семикратного чемпиона мира. Уйдет? Останется? «Ferrari дала мне возможность объявить о своем решении по окончании чемпионата», — оправдывался Шумахер. Вероятно, все должно было зависеть от итогов сезона: станет чемпионом – уйдет, проиграет – останется еще на год.

Алонсо, тем временем, выиграл гонки в Барселоне и Монте-Карло, а Михаэль оказался в центре, пожалуй, самого громкого после Хереса-97 скандала.

Место происшествия – Монако. За несколько минут до окончания квалификации, Шумахер, обладая промежуточной поул-позишн, выезжает на трассу. Следом за ним боксы покидает и Алонсо. Внезапно, в очень медленном повороте Rascasse, Ferrari F248 останавливается. Да так, что шедший с опережением графика Михаэля Фернандо вынужден сбросить скорость. Испанец теряет заслуженный поул. Правда, всего на семь часов.

В 22.56 FIA принимает решение наказать Шумахера, аннулировав все его квалификационные результаты. Соответственно, с первой позиции стартовой решетки немец перемещается на последнюю. Утром в воскресенье испанский комиссар FIA Жоакин Вердеге пояснил, что данные телеметрии с машины Михаэля содержат два неоспоримых доказательства того, что гонщик намеренно блокировал трассу, чем, опять же, намеренно помешал другим пилотам.

Вечером в субботу Алонсо ужинал с Марком Веббером. Решение FIA еще не было известно, но уже тогда Фернандо был готов к жестким действиям. «Я хочу лечь перед его машиной, — сказал он. – Если его не накажут, я поставлю свою машину на стартовую решетку, выйду из нее и лягу. Пусть делают, что хотят…»

На пресс-конференции после квалификации Шумахер и Алонсо не удостоили друг друга ни единым взглядом. Было очень заметно, что Михаэль чувствует себя неловко, особенно после вопроса одного из британских журналистов о намеренности совершенного поступка: Несвойственным ему тонким голосом немец ответил: «Честного говоря, я не понимаю, почему вы задаете такой глупый вопрос. Моя совесть чиста, а если бы вы хоть раз проехали здесь за рулем Формулы-1, подобных мыслей у вас не возникло бы».

Михаэль о чем-то умалчивает? Для большинства действующих и бывших гонщиков ответ был однозначен – да! Ники Лауда, Кеке Росберг и Жак Вильнев заявили, что Шумахер позорит спорт, а боссы некоторых команд иронично размышляли о том, что уровень семикратного чемпиона мира настолько высок, что даже на такой сложной трассе он способен не только быстро вести машину, но еще и думать, как вывести соперников из борьбы.

Непростую для Михаэля ситуацию усугубило еще и то, что руководство Ferrari неожиданно поставило своему пилоту ультиматум: «10 сентября в Монце мы должны объявить состав на 2007 год».

Удивительно, но даже после побед Алонсо в Великобритании и Канаде, Шумахер все еще верил в возможность стать чемпионом мира. Претендентов разделяло в тот момент 25 очков. Для кого-то такое отставание оказалось бы непреодолимым, но только не для немца. Уверенно выиграв в Индианаполисе, Маньи-Кур и Хоккенхайме, Михаэль сократил его до 11 очков.

До конца первенства оставалось еще шесть этапов, и, видя все нарастающее превосходство Ferrari, Алонсо впервые в сезоне занервничал. А тут еще FIA запретила использование так называемых демпферов масс, по слухам дававших Renault преимущество в 0,3-0,5 секунды на круге. Разразился очередной скандал, обострившийся наказанием Фернандо за обгон под желтым флагом в Венгрии и блокировку Массы в квалификации Гран При Италии. Причем, последний инцидент был откровенно надуманным, спровоцировав Алонсо на громкое заявление: «Я больше не считаю Формулу-1 спортом».

Вопрос о завершении или продолжении карьеры Шумахера вновь и вновь поднимался прессой, создавая на немецкого гонщика дополнительное давление. Лука ди Монтедземоло с удовольствием интриговал общественность: «10 сентября в Монце все станет известно». В идеале Ferrari хотела бы сохранить Шумахера, который в паре с уже подписавшим контракт Кими Райкконеном составил бы непобедимый дуэт. По словам Вилли Вебера: «Михаэль с удовольствием отложил бы принятие решения до окончания сезона, но Ferrari требовала другого». Позже, однако, выяснилось, что все точки над «i» Шумахер расставил для себя еще в Индианаполисе.

6 сентября немецкий таблоид BILD опубликовал на передовице сенсационный заголовок: «Шуми уходит!» Спустя четыре дня, после своей грандиозной победы в Монце, ровно в 15.37 Михаэль сделал заявление: «Сегодня была моя последняя гонка в Монце. В конце сезона, по договоренности с командой, я уйду из спорта. Это было исключительное, действительно исключительное время. Я провел тридцать лет в гонках и получал удовольствие от каждого мгновения, проведенного на трассе.

Я хочу поблагодарить свою семью — отца, покойную маму, жену и детей. Без их поддержки я не смог бы выжить в этом бизнесе и добиться таких успехов. Хочу поблагодарить всех, кто помогал мне во времена выступлений в Benetton, поблагодарить Ferrari — в этой команде у меня много настоящих друзей, поэтому было очень сложно принять решение о том, что больше мы не будем работать вместе. Они очень хороши, но я знал, что однажды этот день наступит».

Триумф в Монце позволил Красному Барону сократить отставание от Алонсо до двух очков. За три гонки до конца чемпионата это ничтожно мало, поэтому в борьбе за титул ничего еще не было решено.

Во время квалификации перед Гран При Китая шел сильный дождь. Шины Bridgestone чувствовали себя в такую погоду очень неуверенно, поэтому все, чего смог добиться Шумахер – шестое место на старте. Несмотря ни на что, это было хорошим достижением, потому что ближайший гонщик на такой же резине расположился аж на 13-й позиции.

«Очевидно, в таких условиях нам не хватает скорости, — с грустью комментировал немец. — Сегодня мы сделали все, что могли, но, увы, под дождем мы неконкурентоспособны».

В гонке все коренным образом изменилось. Нестабильные метеоусловия и отличная тактика позволили Михаэлю буквально вырвать победу из рук Алонсо, и, спустя 575 дней, вновь возглавить общий зачет чемпионата мира. На счету обоих претендентов теперь было по 116 очков, но Шумахер обладал преимуществом в одну победу.

«Перед началом уик-энда я оценивал наши шансы в трех оставшихся Гран При, и китайская гонка беспокоила меня больше других, — признался Михаэль. — Прежде мы не добивались особых успехов в Шанхае, но сегодня стало очевидно — эти проблемы позади».

Перед Гран При Японии Алонсо, понимая, что в чемпионской гонке Михаэль выглядит предпочтительнее, неожиданно атаковал собственную команду, заявив, что не чувствует поддержки со стороны Renault. Желая таким образом сплотить команду, он достиг противоположного эффекта, проиграв не только очередную психологическую войну, но и очередную квалификацию, в которой пилоты Ferrari прочно оккупировали первый ряд стартового поля.

Обогнав на старте обладателя поул-позишн Фелипе Массу, Шумахер уверенно возглавил гонку. Шедший позади Фернандо не имел никаких шансов, пока не произошло то, чего с Красным Бароном не случалось шесть лет – на 37-м круге в повороте Degner мотор его Ferrari испустил густые клубы белого дыма. Впервые за 111 гонок…

В стане Ferrari шок. Renault ликует. Получив такой подарок, Алонсо спокойно выигрывает гонку и доводит свое преимущество до десяти очков. До конца чемпионата оставался всего один Гран При…

«Вопрос с титулом для меня закрыт, — сказал после гонки Михаэль. — Я доволен работой инженеров и механиков Ferrari — таких парней нет ни у кого, а сегодняшний отказ мотора — это гонки, это жизнь, в которой всякое может произойти. Формула-1 — командный вид спорта. Вы вместе побеждаете и вместе проигрываете».

Шумахер отнюдь не выглядел удрученным. Напротив, вернувшись в боксы, он подошел к каждому из механиков и поблагодарил за годы плодотворного сотрудничества. Затем отправился на кухню Ferrari, пропустил три стаканчика мексиканского пива Corona и отправился паковать вещи. «Честно говоря, это мы должны были утешать его, а не он нас», — удивлялся Жан Тодт.

После драмы в Японии большинство журналистов предполагало, что немец не будет принимать участие в подготовке к Гран При Бразилии, но Михаэль посрамил скептиков, еще раз доказав свой сверхпрофессионализм. «Мы будем бороться за Кубок Конструкторов», — сказал он, и установил неофициальный рекорд Хереса – 1.15.688, что на 0,033 секунды быстрее предыдущего результата, показанного на автомобиле с 10-цилиндровым двигателем.

За три дня до Гран При Бразилии Михаэль собрал последнюю в своей карьере гонщика пресс-конференцию. Она не была похожа ни на одну предыдущую. Шумахер был как никогда спокоен и расслаблен. Он шутил и улыбался, вскользь рассуждая о минимальных шансах на восьмой титул, зато с удовольствием говорил о будущем: «Я долго думал о том, чем буду заниматься после ухода из гонок и понял, что мне гораздо приятнее играть с детьми, чем смотреть Формулу-1 по телевизору. Я хочу отдохнуть, поплавать с дельфинами, уделить максимум времени семье».

Все это, конечно же, Михаэль сможет позволить себе в будущем, но здесь, в Формуле-1, у него оставалась еще одна миссия – поставить красивую точку в своей блистательной карьере.

Перед отъездом в Бразилию сын Михаэля Мик дал своему отцу золотой крестик. Он должен был принести счастье, но… В квалификации, только-только установив новый рекорд Интерлагоса, Шумахер вынужден был капитулировать. На этот раз из-за топливного насоса. Старт с десятой позиции убивает даже призрачные шансы на титул.

Последний гоночный день Красного Барона начался в восемь утра с завтрака в отеле Hyatt. В 10.14 он уже в паддоке. Отказываясь от любых комментариев, Михаэль направляется прямиком в боксы Ferrari, где проводит несколько встреч: с Жаном Тодтом (11.15), людьми из Philipp Morris и Shell (11.45). Ровно в 12 – обед, после которого Шумахер фотографируется со всеми пилотами (12.30) и обменивается рукопожатиями с Алонсо (12.33).

В 13.30 Михаэль в последний раз покидает боксы, чтобы занять свое место на стартовом поле. Болельщики на трибунах сопровождают его аплодисментами. Выбравшись из машины, он, традиционно, направляется в туалет (13.37), потом получает Кубок за достижения в спорте из рук легендарного Пеле (13.44) и возвращается к своей Ferrari F248. Там его ждет бывший соперник, двукратный чемпион мира Мика Хаккинен (13.48). «Добро пожаловать в клуб», — говорит финн, имея в виду так называемый «клуб пенсионеров». Михаэль рассмеялся: «Оставь Вилли (Веберу) свои телефоны и адрес. Увидимся, О’кей?»

14.03. Старт. Последний старт. Михаэль отчаянно прорывается вперед, но наталкивается на неуступчивого Физикеллу, слишком рьяно защищающего свою команду. Обгон, прокол, пит-стоп. Шумахер оказывается на последнем месте, но он неудержим. Одного за другим он обгоняет соперников, демонстрируя свою превосходную форму. «Сегодня всем нам стоит поблагодарить Михаэля. То, что он сделал в Бразилии, войдет в историю. Он летел. Не знаю как, но он буквально летел по трассе», — говорил после финиша босс Renault Флавио Бриаторе.

Ближе к концу гонки Шумахер догнал шедшего на четвертой позиции Райкконена. Гонщика, который заменит его в Ferrari. Красивая дуэль закончилась в пользу немца, но большего Красный Барон сделать уже не мог.

«Моя машина была просто великолепна, — сказал Шумахер после гонки. — Сегодня я мог обогнать всех на круг, но вышло иначе. Тем не менее, я хочу поблагодарить всех, кто поддерживал меня на протяжении многих лет. Огромное спасибо болельщикам. Их любовь давала мне силы и уверенность в себе».

Со взмахом клетчатого флага Гран При Бразилии завершилась не только карьера самого успешного гонщика всех времен, но и целая эпоха, навсегда изменившая мировой автоспорт. Михаэль Шумахер был иконой Формулы-1, олицетворением высокой скорости и риска. Теперь его имя – легенда.

Перед последней гонкой Коринна сказала своему мужу: «Иди и получи удовольствие», а после сделала, пожалуй, самый прекрасный комплимент, который может сделать женщина: «Как гонщик он был классным, но как мужчина – еще лучше!»

* * *

Через три года Михаэль Шумахер вернулся в Формулу-1. Его отговаривали от этого шага, но он не стал никого слушать. Соскучился по гонкам и верил, что, несмотря на возраст, кое на что еще способен. И пусть «вторая карьера» немца, длившаяся с 2010 по 2012 год, в статистических справочниках значится далеко не столь успешной, как первая, в Формуле-1 знают, что именно Шумахер стал одним из тех, кто заложил прочную основу тех успехов, которые сейчас демонстрирует команда Mercedes и ее лидер Льюис Хэмилтон.